На прошлой неделе состоялся комитет по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края

На прошедшей неделе глава района Константин Тюнин принял участие в работе комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края.

Первый заместитель министра экологии и рационального природопользования Игорь Варфоломеев напомнил, что с 1 января 2019 года новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами были запущены в 15 территориальных зонах из 19, где проживает 96,8% населения края. В настоящее время коммунальной услугой охвачено 25 муниципальных образований, частично — 32. Таким образом, в целом услуга оказывается 91% граждан. Со следующего года закон о регулировании отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами будет действовать на территории всего края.В населенных пунктах, где услуга пока не предоставляется, региональными операторами разработаны планы реализации реформы. Основным причинами, почему люди не охвачены услугой, по-прежнему остаются отсутствие мест накопления и транспортной доступности.  Первый замминистра сообщил, что по рекомендации федерального оператора предполагается объединить некоторые техзоны, сократив их общее число до 14. Это позволит установить единый тариф на услугу и запустить реформу в северных территориях края.

Кроме того, до конца 2023 года в Красноярском крае построят 12 новых полигонов. Они появятся в Курагино, Ермаковском, Шарыпово, Богучанах, Енисейске, Идринском, Абане, Назарово, Мотыгино, Северо-Енисейском, Уяре и Березовке. Также до 2025 года будет проведена реконструкция 10 действующих полигонов, что позволит увеличить их емкость. Необходимый объем финансирования составляет около 2 млрд рублей. Еще 700 миллионов рублей потребуется для строительства 12 сортировочных линий в Красноярске, Минусинске, Заозерном, Уяре, Северо-Енисейском, Бородино, Абане, Кодинске, Курагино, Ермаковском, Балахте и Норильске. Для обеспечения сбора отходов нужно построить 10 тысяч контейнерных площадок, установить 58 тысяч единиц оборудования. Затраты на это составят 900 млн рублей.

В адрес российского экологического оператора, Минприроды и Минстроя РФ правительство края подало заявку на выделение дополнительных средств для реализации необходимых мероприятий.

В этом году началась корректировка нормативов накоплений ТКО. При этом первый замминистра подчеркнул, что по федеральному законодательству к твердым бытовым отходам не относятся зола, ботва, опилки, и для жителей частных домовладений это серьезная проблема. Вывозить их, не взимая дополнительную плату, сложно.

В завершение первый замминистра остановился на проблеме несанкционированных свалок. Причины их возникновения — отсутствие инфраструктуры по обращению с ТКО, низкое экологическое воспитание населения и недобросовестность юридических лиц. Сегодня у 32 муниципальных образований имеется 106 неисполненных предписаний надзорных органов и решений судов о ликвидации свалок, возбуждено более 40 исполнительных производств.

После окончания доклада предсеатель комитета Александр Симановский спросил, каковы шансы получить федеральное финансирование. Игорь Варфоломеев заверил, что они высокие. Но при этом край должен будет учесть требования, которые еще вырабатываются.

Первый вице-спикер краевого парламента Сергей Попов напомнил: когда начиналась «мусорная» реформа, на региональных операторов возлагались большие надежды. Но по прошествии девяти месяцев уже пересматриваются нормативы накопления и вводятся государственные инструменты поддержки.

Игорь Варфоломеев сказал, что вопрос о полномочиях был задан Президенту РФ четыре месяца назад, и Владимир Путин пообещал, что будут изменения в законодательстве, региональный оператор станет отвечать за все — покупать контейнеры, оборудовать площадки, и ему разрешат это закладывать в тариф. Что касается позитивного опыта, то он есть у Лесосибирской технологической зоны, где организуются площадки, устанавливаются контейнеры.

Вице-спикер краевого парламента Сергей Зяблов обратил внимание на недобросовестность некоторых региональных операторов, которые берут на себя обязательства, но потом не выполняют их, а люди тем временем адресуют свои претензии органам местного самоуправления. По его мнению, нужно вести реестр таких нарушений.

Подвел итоги заседания Александр Симановский: «Главное — слышать друг друга. Мы должны слышать министерство, а оно в свою очередь — муниципалитеты и перевозчиков. Все проблемы необходимо решать сообща. Это неправильная позиция, когда одно ведомство делает отсылку на другое. „Мусорная“ реформа вызывает много критики у населения. Должна быть понятная и доступная методичка для органов местного самоуправления и позитивные примеры работы операторов».