о результатах мониторинга выполнения федеральными государственными органами и организациями, посвященных вопросам противодействия коррупции

В соответствии с подпунктом «б» пункта Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проведен мониторинг выполнения федеральными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, государственными корпорациями (компаниями), иными организациями, созданными на основании федеральных законов (далее — государственные органы и организации), требований к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальные сайты), утвержденных приказом Минтруда России от 7 октября 2013 г. № 530н (далее — Требования к сайтам), который издан во исполнение подпункта «а» пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции».

В ходе мониторинга проведен анализ 95 официальных сайтов государственных органов и организаций, из них:

82 сайта государственных органов;

13 сайтов организаций (Банк России, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд перспективных исследований, Российский научный фонд, шесть государственных корпораций (государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», государственная корпорация «Банк развития И внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», государственная корпорация — «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», государственная компания «Российские автомобильные дороги»).

Мониторинг сайтов проводился в период с 14 по 25 июня 2019 года.

По итогам проведенного мониторинга выявлено следующее. 2

  1. Размещение гиперссылки на подраздел, посвященный вопросам противодействия коррупции, на главной странице официального сайта и наличие в нем предусмотренных Требованиями к сайтам подразделов.

Наличие на главной странице официального сайта отдельной гиперссылки на подраздел, посвященный вопросам противодействии коррупции, зафиксировано на всех официальных сайтах государственных органов и организаций.

При этом выявлено, что на официальных сайтах отдельных государственных органов и организаций необходимо совершить более одного последовательного перехода по гиперссылке с главной страницы официального сайта для доступа к рассматриваемому подразделу, что противоречит пункту 5 Требований к сайтам.

Наличие предусмотренных Требованиями к сайтам подразделов зафиксировано практически во всех государственных органах и организациях.

Одновременно на 81 официальном сайте государственных органов и организаций имеются иные подразделы, в частности, подразделы, в которых размещаются доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции, часто задаваемые вопросы, подразделы, посвященные вопросам противодействия коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед государственным органом, а также иные подразделы.

2.В подразделе «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции» большинства государственных органов и организаций содержится структурированный список гиперссылок нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции для последовательного перехода на официальный интернет-портал правовой информации (\.ргауо.гоу.га), а также список гиперссылок локальных нормативных актов.

При этом отдельными государственными органами и организациями не в полной мере исполняется пункт 8 Требований к сайтам, а именно, на официальных сайтах размещаются непосредственно тексты нормативных правовых актов и (или) отсутствуют гиперссылки для последовательного перехода на официальный интернет-портал правовой информации (мумии. ргауо.тоу.ги).

В рассматриваемом подразделе официального сайта одного государственного органа гиперссылка, предполагающая переход для ознакомления с текстом Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации», перенаправляет на внутренний портал для авторизации. 3

Стоит отметить остающуюся актуальной проблему с неработающими гиперссылками либо гиперссылками, ведущими на тексты актов, которые утратили силу.

Одновременно выявлено, что в ряде случаев государственными органами и организациями размещается гиперссылка для последовательного перехода на официальный интернет-портал правовой информации (уумиму. рибИсаноп.ргауо.тоу.ги), на котором нормативные правовые акты размещаются в формате .РПЕ, который не обеспечивает возможность поиска и копирования информации, а также сам акт может не учитывать внесенные изменения, так как размещается в первоначальной редакции.

Отдельно необходимо отметить, что на официальном сайте одного государственного органа дана гиперссылка, применимая к нормативному правовому акту Российской Федерации, которая ведет на информационно- правовой портал ГАРАНТ.РУ.

Кроме того, несмотря на тот факт, что Требования к сайтам не содержат исчерпывающий перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих обязательному размещению, представляется, что ряд таких актов, например, Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018- 2020 годы» может быть условно отнесен к такого рода обязательным к размещению актам. Вместе с тем гиперссылка на актуальный Национальный план противодействия коррупции присутствует не на всех официальных сайтах государственных органов и организаций..

В подразделах «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции» официальных сайтов существенного количества государственных органов и организаций выявлено нарушение, выразившееся в размещении локальных нормативных актов в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб- обозревателя («гипертекстовый формат»), например, в виде сканированных документов, требующих дополнительного распознавания (.ТТЕЕ или .РОЕ форматы).

В отдельных случаях также имеет место размещение актов, утративших силу и (или) не в актуальной редакции, что противоречит абзацу четвертому пункта 9 Требований к сайту.

Так, например, отдельными государственными органами и организациями перечень должностей, при замещении которых федеральные государственные служащие, служащие Банка России, работники фондов, корпораций, организаций обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, размещается в первоначальной редакции, а в дополнение к нему размещено несколько локальных нормативных правовых актов, которыми внесены изменения в указанный перечень. Такой подход является недопустимым. Только 35 государственных органов и организации разместили в рассматриваемом подразделе положение о подразделении по профилактике коррупционных или иных правонарушений, предусмотренное седьмым абзацем подпункта «б» пункта 8 Требований к сайтам.

Отдельными органами и организациями не размещены ведомственные планы по противодействию коррупции на 2018-2020 годы.

Не всеми государственными органами и организациями обеспечено соблюдение требования о наличии полных реквизитов акта, в том числе наименование органа, принявшего акт, дату принятия, номер, название, а также дату и номер регистрации в Минюсте России (при наличии) (абзац третий пункта 9 Требований к сайтам).

  1. Подраздел «Антикоррупционная экспертиза».

Требование о размещении в данном подразделе гиперссылки, перекрестной с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к официальному сайту, созданному для размещения информации о подготовке государственными органами проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (\ .гезшаНоп.гоу.ги) выполняется 88 государственными органами и организациями.

  1. Подраздел «Методические материалы».

Данный подраздел, содержащий методические рекомендации, обзоры, иные документы методического характера по вопросам противодействия коррупции, создан у всех государственных органов и организаций.

Самостоятельно разработанные методические материалы размещены на официальных сайтах 64 государственных органов и организаций, при этом не все размещенные методические материалы обеспечивают возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»).

При этом отдельными государственными органами в качестве самостоятельно разработанных методических материалов, применимых для целей соответствующих — государственных органов, используются методические материалы, подготовленные отделом профилактики коррупционных и иных правонарушений Департамента управления делами Минтруда России для целей Минтруда России. При этом титульный лист таких методических материалов изменен (взамен Минтруда России использовано наименование соответствующего органа), а содержание не скорректировано (оставлены ссылка на локальные нормативные правовые и иные акты Минтруда России).

На официальном сайте одного государственного органа в целом размещены отдельные применимые исключительно для целей Минтруда России методические материалы, например, Памятка федеральному государственному гражданскому служащему Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, планирующему увольнение с федеральной государственной гражданской службы

Вместе с тем необходимо отметить положительный опыт наполнения рассматриваемого подраздела. Так, например, на официальном сайте

Минэкономразвития России размещен «Антикоррупционный ролик Министерства экономического развития Российской Федерации».

Одновременно необходимо отметить, что приказом Минтруда России от 26 июля 2018 г. № 490н «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 октября 2013 г. № 530н «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» в Требования к сайтам внесены изменения, предусматривающие, в частности, указание конкретных ссылок на подраздел официального сайта Минтруда России (Брз://гозпити га Ч .га/пи 1$ гу/ргоэтатли$/апасоггарНоп) и специализированный информационно-методический ресурс по вопросам противодействия коррупции на базе федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» (Ю@рз://со5$1а7НБа.гоу.ги/апйсотгарНоп), которые необходимо использовать на официальных сайтах государственных органов и организаций в рассматриваемом подразделе.

Вместе с тем, несмотря на информирование государственных органов и организаций об указанных и иных изменениях, на их официальных сайтах до сих пор размещена некорректная ссылка, например, Врз://гозпишели 4. г/т гу/аписоггарноп/Ме’о4$ или ВЕрз://гозташгиа.га/иии15гу/ргоэгаттз/аписоггарноп/©.

  1. Подраздел «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения».

Не всеми государственными органами и организациями в данном подразделе обеспечен доступ к формам, предусмотренным пунктом 12 Требований к сайтам. Так, наиболее часто на официальных сайтах государственных органов и организаций размещаются следующие формы:

уведомление представителя нанимателя (работодателя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (93 из 95);

уведомление представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения служащего (работника) к совершению коррупционных правонарушений (91| из 95);

заявление служащего (работника) о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (89 из 95); 6

уведомление представителя нанимателя (работодателя) о намерении выполнять иную оплачиваемую работу (80 из 95);

справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (67 из 95);

обращение бывшего служащего о даче согласия на замещение должности в коммерческой (некоммерческой) организации или выполнение работ на условиях гражданско-правового договора (77 из 95);

обращение гражданина, юридического лица по фактам коррупционных правонарушений (80 из 95).

При этом также выявлено размещение формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460, без учета изменений, внесенных в нее в 2017 году.

Гиперссылка, перекрестная с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к специальному программному обеспечению «Справки БК», размещенному на официальном сайте Президента Российской Федерации или на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы, содержится на 80 официальных сайтах государственных органов и организаций.

Предусмотренные подпунктами «з» и «и» пунктами 12 Требований к сайтам формы уведомления о получении подарка и заявления о выкупе подарка размещены на официальных сайтах 80 и 45 государственных органов и организаций соответственно.

Также государственные органы и организации размещают формы, связанные с ходатайством о разрешении принять почетное или специальное звание, награду иностранного государства, международной организации, политической партии, иного общественного объединения, в том числе религиозного, или другой организации, уведомлением об отказе в получении почетного или специального звания, награды иностранного государства, международной организации, политической партии, иного общественного объединения, в том числе религиозного, или другой организации, а также форму представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и другие материалы.

Одновременно можно отметить положительный опыт Фонда социального страхования Российской Федерации, на официальном сайте которого размещено видеопособие по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

  1. Подраздел «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах) за 2018 год размещены всеми государственными органами и организациями.

Для сведений о доходах, размещенных за 2018 год, осуществлялась оценка соответствия форме, установленной Требованиями к сайтам. 7

В отдельных случаях формат размещаемых сведений не соответствует установленной форме.

Наиболее распространенным нарушением является размещение сведений за предыдущий трехлетний период в разных форматах.

Кроме того, обращаем внимание, что в ходе проведенного мониторинга выявлено, что на официальных сайтах отдельных государственных органов отсутствуют сведения о доходах федеральных государственных служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, по должностям, прямо предусмотренным соответствующим перечнем должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах федеральных государственных служащих и работников таких организаций, а также сведений о доходах их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденным локальным нормативным правовым актом.

Одновременно стоит отметить, что рядом государственных органов сведения о доходах размещены не в предусмотренном Требованиям к сайтам формате, например, в формате .РОЕ.

  1. Подраздел «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)».

Полные или частичные сведения о составе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссия) присутствуют на официальных сайтах почти всех государственных органов и организаций. При этом не всеми государственными органами исполнено в полной мере положение пункта 25 Требований к сайтам, а именно отсутствует указание фамилии и инициалов членов комиссий.

Положение о комиссии присутствует на всех официальных сайтах государственных органов и организаций. При этом в ряде случаев на данных сайтах размещены положения, утратившие силу (или в неактуальной редакции).

Представленные на официальных сайтах сведения о состоявшихся заседаниях комиссии в целом не детализированы. Только в отдельных случаях упоминаются конкретные детали рассматриваемых дел (например, наименование организаций, куда трудоустраивается бывший федеральный государственный служащий, вид полученного федеральным государственным служащим подарка).

Отдельными государственными органами опубликование данных решений осуществляется с персональными данными, например, с указанием замещаемой служащим (работником) должности, фамилией, инициалами и т.д., что является нарушением Требований к сайтам.

Кроме того, выявлено, что не всеми государственными органами и организациями обеспечено размещение информации о заседаниях комиссии. 8. Подраздел «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции».

Наличие в разделе о противодействии коррупции гиперссылки на подраздел «Обращения граждан» зафиксировано в 64 случаях из 95. В указанном подразделе присутствует информация о способах для граждан и юридических лиц направлять свои обращения в государственный орган (87 из 95). Одновременно на официальных сайтах 79 государственных органов и организаций в указанном подразделе размещен текст локального акта, регламентирующего порядок рассмотрения обращений (или гиперссылка на такой акт).