Инициативное бюджетирование

Инициативное бюджетирование

Инициативное бюджетирование (ИБ) — это совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов.
В настоящее время одним из важнейших источников формирования доходов бюджета являются отчисления налогоплательщиков, граждан. Но далеко не каждый знает, на что расходуются бюджетные средства и как работает бюджетная система. В связи с этим бытует мнение, что денежные средства расходуются не по назначению. Существует проблема неопределенности направлений для реализации бюджетных средств: не всегда удается определить, что необходимо гражданам сейчас, а что будет необходимо через год. Актуальным является вопрос о том, как выстроить связь граждан с бюджетом страны, регионов, муниципалитетов.
Инициативное бюджетирование (ИБ) представляет собой первый этап партисипаторного бюджетирования, запущенный в Российской Федерации, в силу некоторых его особенностей. Среди них можно обозначить следующие: разнообразие практик проекта, распределение бюджетных средств согласно инициативам граждан, проникновение в бюджетный процесс на региональном и местном уровнях, непосредственное участие граждан в реализации проектов, а также софинансирование со стороны граждан и бизнеса.
Таким образом, инициативное бюджетирование – это совокупность практик, основанных исключительно на гражданской инициативе, по решению вопросов местного значения, при участии граждан в определении и выборе объектов расходования средств бюджета, а также дальнейший контроль по реализации проекта.
Среди важнейших экономических эффектов можно выделить уменьшение контрактной цены реализуемых проектов. Чаще всего проекты, направленные на решение задач, уже имеют сметную документацию, подготовленную муниципальными властями, но в ходе обсуждения граждане находят способы уменьшить цену проекта. Население гораздо активнее участвует в реализации проектов и контроле за ходом работ.
Один из важнейших экономических эффектов связан с софинансированием со стороны граждан. Безвозмездный денежный вклад, или самообложение, граждан – практика достаточно известная. При софинансировании население участвует в реализации проектов, могут проследить, на что потрачены их деньги. Любой гражданин, внесший свой безвозмездный вклад, имеет гораздо большее право на участие в реализации проекта.
В результате сотрудничества у органов власти появляется новая компетенция по взаимодействию с гражданами и организациями общественного самоуправления. Совместная работа рождает взаимопонимание и позволяет гражданам увидеть непростой управленческий процесс изнутри. Приобретаемые навыки увеличивают результативность проектов.
Важным социальным эффектом является формирование лояльного отношения к деятельности местной власти с постепенным повышением доверия к власти в целом. Эффективный общественный контроль, прозрачность и понятность бюджетных решений создают условия для реализации «честных» проектов без коррупции и волюнтаризма.
том числе: средства краевого бюджета 1 068,02 тыс. рублей; средства поселения – 62,83 тыс. рублей; средства жителей – 125,65 тыс. рублей.
Подробную информацию можно увидеть, перейдя по Ссылке
Моторскому сельсовету предусмотрена субсидия в размере 595,00 тыс. рублей. Средства направлены на благоустройство мест памяти участников ВОВ с.Моторское. Проект называется «Нам жить и помнить». Общая сумма контрактов на реализацию проекта составила 700,00 тыс. рублей, в том числе: средства краевого бюджета 595,00 тыс. рублей; средства поселения – 35,00 тыс. рублей; средства жителей – 21,00 тыс. рублей; средства предпринимателей – 49,00 тыс. рублей.
Подробную информацию можно увидеть, перейдя по Ссылке
Нижнекужебарскому сельсовету предусмотрена субсидия в размере 274,49 тыс.руб. Средства направлены на благоустройство детской спортивно-игровой площадки в с. Нижний Кужебар. Общая сумма муниципального контракта 322,93 тыс. рублей, в том числе: средства краевого бюджета 274,49 тыс. рублей; средства поселения – 16,15 тыс. рублей; средства жителей – 9,69 тыс. рублей; средства предпринимателей – 22,60 тыс. рублей.
Подробную информацию можно увидеть, перейдя по Ссылке
Нижнекурятскому сельсовету предусмотрена субсидия в размере 665,55 тыс. руб. Средства направлены на приобретение навесного оборудования для трактора МТЗ-80. Муниципальный контракт заключен на сумму 779,0 тыс. руб., в том числе: средства краевого бюджета 661,55 тыс. рублей; средства поселения – 39,15 тыс. рублей; средства жителей – 23,49 тыс. рублей; средства предпринимателей – 54,81 тыс. рублей.
Подробную информацию можно увидеть, перейдя по Ссылке
Таятскому сельсовету предусмотрена субсидия в размере 221,0 тыс. руб. Средства направлены на приобретение навесного оборудования для трактора МТЗ-80: косилка ротационная и кусторез. Муниципальный контракт заключен на сумму 260,0 тыс. рублей, в том числе: средства краевого бюджета 221,00 тыс. рублей; средства поселения – 13,00 тыс. рублей; средства жителей – 7,8 тыс. рублей; средства предпринимателей – 18,20 тыс. рублей.
Подробную информацию можно увидеть, перейдя по Ссылке
Черемушинскому сельсовету предусмотрена субсидия в размере 425,00 тыс. руб. Средства направлены на приобретение мотоблока, навесного оборудования к мотоблоку и трактору МТЗ-80. Муниципальный контракт заключен на сумму 500,00 тыс. рублей, в том числе: средства краевого бюджета 425,00 тыс. рублей; средства поселения – 25,00 тыс. рублей; средства жителей – 15,00 тыс. рублей; средства предпринимателей – 35,00 тыс. рублей.
Подробную информацию можно увидеть, перейдя по Ссылке
В 2023 году четыре сельских поселения Каратузского района подали заявки для участия в конкурсном отборе на получение субсидии на осуществление расходов, направленных на реализацию мероприятий по поддержке местных инициатив: Моторский, Нижнекужебарский, Нижнекурятский, Таятский сельские советы. В результате планируется привлечь для решения вопросов местного значения 3 164,18 тыс. рублей.

Реализация проектов 2022 года
Реализация проектов 2021 года
реализация проекта 2020 года
Реализация проектов 2019 года

Порядок Краевой для участия в ППМИ
Районный Порядок ППМИ