Инициативное бюджетирование

Инициативное бюджетирование

Инициативное бюджетирование (ИБ) — это совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов.
В настоящее время одним из важнейших источников формирования доходов бюджета являются отчисления налогоплательщиков, граждан. Но далеко не каждый знает, на что расходуются бюджетные средства и как работает бюджетная система. В связи с этим бытует мнение, что денежные средства расходуются не по назначению. Существует проблема неопределенности направлений для реализации бюджетных средств: не всегда удается определить, что необходимо гражданам сейчас, а что будет необходимо через год. Актуальным является вопрос о том, как выстроить связь граждан с бюджетом страны, регионов, муниципалитетов.
Инициативное бюджетирование (ИБ) представляет собой первый этап партисипаторного бюджетирования, запущенный в Российской Федерации, в силу некоторых его особенностей. Среди них можно обозначить следующие: разнообразие практик проекта, распределение бюджетных средств согласно инициативам граждан, проникновение в бюджетный процесс на региональном и местном уровнях, непосредственное участие граждан в реализации проектов, а также софинансирование со стороны граждан и бизнеса.
Таким образом, инициативное бюджетирование – это совокупность практик, основанных исключительно на гражданской инициативе, по решению вопросов местного значения, при участии граждан в определении и выборе объектов расходования средств бюджета, а также дальнейший контроль по реализации проекта.
Среди важнейших экономических эффектов можно выделить уменьшение контрактной цены реализуемых проектов. Чаще всего проекты, направленные на решение задач, уже имеют сметную документацию, подготовленную муниципальными властями, но в ходе обсуждения граждане находят способы уменьшить цену проекта. Население гораздо активнее участвует в реализации проектов и контроле за ходом работ.
Один из важнейших экономических эффектов связан с софинансированием со стороны граждан. Безвозмездный денежный вклад, или самообложение, граждан – практика достаточно известная. При софинансировании население участвует в реализации проектов, могут проследить, на что потрачены их деньги. Любой гражданин, внесший свой безвозмездный вклад, имеет гораздо большее право на участие в реализации проекта.
В результате сотрудничества у органов власти появляется новая компетенция по взаимодействию с гражданами и организациями общественного самоуправления. Совместная работа рождает взаимопонимание и позволяет гражданам увидеть непростой управленческий процесс изнутри. Приобретаемые навыки увеличивают результативность проектов.
Важным социальным эффектом является формирование лояльного отношения к деятельности местной власти с постепенным повышением доверия к власти в целом. Эффективный общественный контроль, прозрачность и понятность бюджетных решений создают условия для реализации «честных» проектов без коррупции и волюнтаризма.
В рамках реализации государственной программы «Содействие развитию местного самоуправления», подпрограммы «Поддержка местных инициатив» бюджету муниципального образования «Каратузский район» предусмотрена субсидия на осуществление расходов, направленных на реализацию мероприятий по поддержке местных инициатив территорий городских и сельских поселений на 2020 год в сумме 2 681,4 тыс. рублей. Согласно постановления Правительства Красноярского края от 7 мая 2020 г. N 320-П «Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на осуществление расходов, направленных на реализацию мероприятий по поддержке местных инициатив территорий городских и сельских поселений, на 2020 год» данная субсидия распределена Нижнекужебарскому и Каратузскому сельсоветам.
Нижнекужебарскому сельсовету субсидии предусмотрено в размере 683,9 тыс. рублей. По результатам конкурсных процедур сложилась экономия в размере 216,9 тыс. рублей. Муниципальный контракт заключен на сумму 549,4 тыс. рублей, работы выполнены в полном объеме на сумму 549,4 тыс. рублей, в том числе средства субсидии из краевого бюджета 466,9 тыс. рублей, средства бюджета поселения 27,5 тыс. рублей, средства физических лиц 20,9 тыс.рублей, средства юридических лиц 34,1 тыс. рублей. Проект «Ограждение участка места захоронения в с.Нижний Кужебар» реализован в полном объеме.
Каратузскому сельсовету Каратузского района Красноярского края предусмотрена субсидия в размере 1 997,5 тыс. рублей. По результатам конкурсных процедур сложилась экономия в сумме 1069,3 тыс.рублей. Каратузским сельсоветом заключен муниципальный контракт на поставку сборно-разборной сцены в общей сумме 1092,1 тыс. рублей, в том числе — средства субсидии краевого бюджета 928,2 тыс. рублей, средства бюджета поселения 54,6 тыс. рублей, средства физических лиц 32,8 тыс. рублей, средства юридических лиц 76,4 тыс. рублей.
В 2021 году четыре сельских поселения Нижнекужебарский, Нижнекурятский, Таятский и Черемушинский участвуют в конкурсном отборе на получение субсидии на осуществление расходов, направленных на реализацию мероприятий по поддержке местных инициатив сельских поселений.

реализация проекта 2020 года
Реализация проектов 2019 года

Порядок Краевой для участия в ППМИ
Районный Порядок ППМИ